Түбән Новгород өлкәсе татар авыллары

Село Овечий Овраг

Түбән Новгород өлкәсе татар авыллары Овечий Овраг (Куй Суы)



 

 

История села Овечий Овраг (Куй Суы)

 
  Татарское селение Куй Суы(Овечий Овраг) расположено на речке, впадающей в Пьяну со стороны Татарской Степи. О времени его образования ничего не известно. Следует заметить, что селения с таким названием в других районах Поволжья не встречаются. Есть лишь гидронимы – реки, речки с подобным названием в значении "овечья вода" в среднем течении Волги (в правобережье в районе Самары) и на Северном Кавказе – один из притоков Каспийского моря. Первым из ученых на своеобразие названия обратил внимание побывавший в татарских селениях Нижегородского края Г.Н. Ахмаров. Он перевел топоним как "мутная вода". Однако с этим объяснением согласиться нельзя, потому что татарское название звучит не как мутная вода ("куе су"), а как "куй суы" - "овечья вода" или "вода для овец".
     Здесь следует пояснить, что "куй" – это мишарское название овцы. Так же называют овцу казахи, узбеки, алтайский и крымские татары. В татарском литературном языке овца называется "сарык", а куй применяется в значении "курдюк", "куй сарыгы" означает "курдючную овцу".
     Топоним Овечий Овраг, без сомнения, из лексикона скотоводческих племен. Название отражает особенности ландшафта местности – возвышенные пастбища, суходолы, удобные для овец места для водопоя. Плоские пастбища тянулись на многие километры безлюдной гористой местности по правобережью Пьяны от современной Вязовки до Мамешева - до второй половины XVI в.). Эти мордовские селения находились на противоположной, левой стороне Пьяны. Овечий Овраг, местность, где находится селение, служил станом для овечьих отар и их чабанов. Позднее здесь и образовалось современное татарское селение с древним традиционным названием.
     Овечий Овраг вошел в историю духовной культуры татарского населения края как селение, где было создано первое медресе после легализации мусульманских организаций в конце XVIII в. Оно содержалось на средства мугаллимов Абдуллы Желила и Фейзуллы Абубякерова. Их могилы, а также могила организатора медресе Садека абзи почитаются как могилы святых,подробнее читать:

Священный дом Садек-абзи Абдулжалилова(село Овечий Овраг)

Любопытна была реакция властей на его открытие медресе – оно было воспринято как вторая "академия". В его деятельности действительно было много интересного – преподавались не только основы ислама, но и такие восточные языки как арабский, турецкий и персидский, а также арифметика. Под первой "академией" подразумевалось не учебное заведение в обычном понимании, а система обучения медведей – край славился учеными медведями, которых водили татарские и русские поводильщики по всей России.



Создан 27 янв 2017



Шубино-Видео.Татарcкий видео портал села Шубино